Поиск:
06:28, 24 октября 2018, среда
Версия для слабовидящих

Улицы любимого района - улица Московская

Московская улица (часть улицы с 1920-х годов до 1939 называлась Ново-Московской) — улица Екатеринбурга, западная граница центральной части города. Идет от улицы Челюскинцев до Военной улицы, в трех административных районах города: дома № 1–29 (нечетная сторона) до пр. Ленина и № 2–82 (четная сторона) до Посадской ул. — Верх-Исетский район, № 35–277 (нечетная сторона) от пр. Ленина до ул. Островского и № 116–218 (четная сторона) от Посадской ул. до пер. Рижского — Ленинский район, от Рижского пер. до Военной ул. (четная сторона, домов нет) и № 281–283 (нечетная сторона) от ул. Островского до Военной ул. — Чкаловский район. Общая протяженность — 7300 метров.

История и архитектура

Улица застраивалась с конца XVIII века и вплоть до начала XX века была одинаркой (односторонней), с застройкой лишь по восточной стороне. К 1889 длина немощеной улицы составляла 1225 саженей (2614 м) до реки Монастырки, насчитывалось 77 домов. Лишь в квартале до пр. Ленина в конце XIX века выстроены 2-этажные каменные особняки — дом № 6 с двумя флигелями, Е. Е. Турыгина, № 9 (позже — 19), статского советника Д. Ф. Пестерева, с элементами классицизма, № 12 — вдовы коллежского ассессора Ф. И. Тергартен, № 17 — чиновника М. К. Советкина. Остальные дома мещан и крестьян были одноэтажные, деревянные. Позднее застраивалась часть улицы южнее Болотной ул. (ныне — Большакова), причем улица делала поворот на юго-восток (по бывшему земляному валу крепости), наискосок — эта часть улицы к 1929 году была застроена по четной стороне до 3-й Загородной ул. (Фрунзе), а к 1931 — до 4-й Загородной (Щорса). К середине 1930-х застроена нечетная сторона от 3-й до 4-й Загородной с прилегающими кварталами к западу вплоть до Ново-Московской ул., которая являлась прямым продолжением Московской. К 1939 году часть улицы между 3-й и 4-й Загородной, продолжавшаяся за поворотом наискосок, стала называться Верещагина, а прямое продолжение, называвшееся Ново-Московской, стало называться Московской, нечетная сторона улицы застроена вплоть до Златоустовской ул., а к 1941 — до ул. Островского.

На четной стороне в конце XIX — нач. XX веков были построены два двухэтажных здания школ, отнесенные к пересекающим ее Покровскому проспекту (ныне — Малышева) и Отрясихинской улице (Радищева). Остальная часть четной стороны в начале XX века представляла собой городской выгон для скота и огороды, южнее нынешней ул. Тольятти — болото с т. н. Московским торфяником, где велись разработки торфа и существовала пожарная вышка, южнее ул. Болотной — сосновый лес.

В 1920-е — 1940-е годы от ул. Куйбышева вплоть до торфяника возникала т. н. «самовольная застройка» (в том числе даже землянки). В 1929 на углу с пр. Ленина в стиле конструктивизма построен физиотерапевтический институт, на пересечении с пр. Ленина оформлена пл. Коммунаров, которую в 1929 пересекла трамвайная линия, в 1938 — сдан 2-эт. барак № 18-а (снесен в 2005).

В послевоенные годы на четной стороне двухэтажными кирпичными домами застраивается квартал между ул. Малышева и Радищева (1947–50), появляются 2—4-этажные шлакоблочные дома № 50 и 52 (1953), кирпичные № 66 и 68 (1957), трехэтажные № 193 «б» и «в» (1959).

В центральной части улицы в стиле советского неоклассицизма застраивается квартал до пр. Ленина: в 1947 — монументальный 5-этажный дом № 29 (с институтом экономики УрО РАН), в 1954 появляется оригинальный одноэтажный особняк № 6 на две квартиры с садом, в 1956 — 4-этажный нарядный жилой дом № 8 с Верх-Исетским народным судом, пятиэтажные дома № 47 (1957) и № 2 (1958, с поликлиникой).

С 4 ноября 1959 от пл. Коммунаров в сторону вокзала по улице пошли трамваи. В 1961–66 домами «хрущевского» типа застраиваются кварталы между ул. Малышева и Радищева, и от ул. Тольятти до ул. Посадской. В 1967 к дому № 47 пристраивается длинный дом № 49, также «хрущевского типа». Четная сторона между ул. Малышева и Большакова вплоть до конца 1980-х годов была застроена хаотично и разрозненно: две воинские части (в том числе в/ч 7605), 1—2-этажные складские и производственные строения, дома частного сектора.

В 1970-е годы начался снос первых одноэтажных домов частного сектора между ул. Фрунзе и Щорса, на их месте сданы дома № 225/2 и 225/3 (1973), 217 (1974), 219 (1975), 9-этажный кирпичный дом на 262 квартиры № 225/1 (1977–78), 229 (1981), 209 (1984), с зеленой зоной перед ними (ныне планируется к вырубке). 15 ноября 1986 пущена трамвайная линия от пр. Ленина до ул. Радищева. К улице была отнесена часть сданных в 1987 г. домов района «Юго-западный» (№ 212–218). Наконец в конце 1980-х между ул. Радищева и Большакова начинается застройка многоэтажными домами микрорайона, названного «Московская горка»: дома № 58 (1987) и 78 (1988), 9—16-этажные дома (1990–96) по нечетной стороне отнесены к соседней ул. Шейнкмана, дом № 56/2 (1998), в 2005 сдан дом № 70 «Гулливер» — один из первых 25-этажных «элитных» домов города. Пущена 29 октября 1992 трамвайная линия от ул. Радищева до Дворца Спорта. В 1990-е снесены несколько исторических особняков в начале улицы ради строительства здания Уральского Банка Сбербанка России (дом № 11), в 2007 закончена реконструкция Центра косметологии и пластической хирургии (дом № 19), резко изменившая исторический облик здания. В начале 1990-х началось строительство нового СИЗО, замороженное на долгие годы из-за протестов жителей окружающих домов, с 2003 строительство возобновилось с изменением назначения здания и 22 октября 2007 открыт самый большой в России Дворец правосудия, на ротонде-пристрое которого установлена скульптура богини правосудия Фемиды. Напротив, сдан в 2008 офисный «Бизнес МАН Центр».

В сентябре 2009 на пересечении с ул. Ясной открылся ТРЦ «Фан-Фан», в декабре 2009 — на пересечении с ул. Малышева — ТРЦ «Алатырь», общей площадью 77 тыс. кв.м. На углу с ул. Куйбышева в 2011-12 сдан ЖК «Московский (д. 66), напротив — 17—26-этажный жилой комплекс «Москва» (д. 77, 2011).

С августа 2008 началось строительство крупной дорожной развязки на пересечении с ул. Большакова, Посадской и Ясной с самой длинной эстакадой в городе, длиной 756 м, 17 августа 2009 сданы наземные проезды между улицами Посадская, Московская, Ясная. 29 октября 2010 состоялось торжественное открытие сквозного движения по эстакаде. 17 августа 2011 развязка была полностью завершена.

Улицы любимого района - улица Московская

© 2002 - 2018 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2018 Официальный портал г.Екатеринбурга
Яндекс.Метрика

Главные новости города